Отредактировано:08.10.06 22:25
В первую очередь мне не нравится сама идея придания законам морали силы закона. Я как-то прочитал рассказ один (Сергей Герасимов «Животное». Можно найти в сборнике фантастики издательства АСТ за 2002 год. Выпуск 3.) Там некая инопланетная цивилизация послала на землю существо, которое должно принести людям систему морали. Безупречную, абсолютную, без каких бы то ни было этических брешей, которые я буду искать в Коране и Шариате. Это существо планировало вложить в голову всем людям эту новую систему морали. И в результате «мораль должна будет стать такой же точной наукой, как математика, потому что будет использоваться так же, как математика». Но человек как правило устроен так, что мораль, правила, советы, наставления, что угодно пришедшие извне, непрошенные-незванные вызывают, как правило (у меня по крайней мере) сильнейший протест и постоянное желание поступить по-другому. Назло. А кроме того, как говорит человек в этом рассказе: «Я знаю радость и ярость битвы. Есть упоение в бою и тёмной бездны на краю [Примечание: [I][B] С моей точки зрения я сейчас на этом самом краю. Изучая Ислам, я балансирую на грани его принятия (так ведь, Леночка?) Как говорят «Проникая в коварные замыслы врага, трудно не проникнуться его коварством» Однако если я устою и смогу пройти по этой грани и вернуться обратно в лоно Христианства, я получу большое удовольствие оттого, что смог на этой грани устоять и не свалиться[/I][/B]] – вы этого никогда не поймёте, – это для вас как внутренность чёрной дыры. Я схожу с ума от борьбы с собой – я хочу врагов, противников, конкурентов и недоброжелателей. Без этого человек прокисает. Вы кастрируете людей, если отберёте у нас всё это. Без нашего зла мы станем плоскими манекенами. [B]И добро, которое мы творим, перестанет быть делом чести, а превратится в такую же естественную функцию, как опорожнение кишечника. [I][U][COLOR=red][SIZE=+2]Мораль – это кандалы, которые я хочу надевать на себя сам, а не с чужой помощью.[/SIZE][/COLOR][/U][/I][/B] (курсив мой)». Последняя фраза вообще почти моё кредо (думаю, вы уже и так заметили :) ). Если я поступаю хорошо, этично, правильно, соблюдаю заповеди, воздерживаюсь от греха и т. д., то это не потому что кто бы то ни было (Бог, пророк, писатель, философ, психолог, родители, девушка любимая наконец. Кто угодно) или что бы то ни было (совесть, долг, общественное мнение) так мне приказало, но потому что [I]Я ТАК ХОЧУ.[/I][U][/U] Это отнюдь не означает, что я не советуюсь и не оглядываюсь на все вышеперечисленные личности и институты. Напротив. Я иду в церковь, если хочу попросить у Бога помощи или совета, я спрашиваю себя не загрызёт ли меня моя совесть, если я чего-то сделаю/не сделаю и т. д. Но решения всегда принимаю сам. И если это решение будет идти вразрез с мнением какого бы то ни было авторитетного товарища… ну что ж… так уж получилось. Всем не угодишь.
Дополнение. Кто-то умный как-то сказал: «Закон – это костыли морали». Сильный закон необходим там, где наблюдается всеобщее падение морали. Я могу допустить, что верно и обратное: там, где изначально ставится сильный закон, мораль слабеет: зачем она, если в законе всё написано как поступать? А Шариат, кроме того стремится регулировать области, изначально лежащие в области морали. Например из Фарз-айна (категоричное требование для каждого мусульманина): «На словах и в любом деле быть на стороне истины и справедливости. Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину. Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину». Из Важиба (строгое требование для каждого мусульманина): «В душе желать каждому только хорошего, доброго, приятного. Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду. Родственники не должны порывать между собой отношений, обязаны жить в дружеской атмосфере». Аналогичные правила можно извлечь из каждого раздела Шариата.